Эту тему я решил начать с известной многим статьи

                                                            "Хранилище молитвы и труда"

В полном соответствии с названием рубрики  "Репортаж из дальней деревеньки" в одну из самых дальних деревенек нашего района -  Видони - не спеша трусит по дорожным ямам редакционный "УАЗик". Бесконечной  серой  лентой вьется дорога, спешат навстречу  друг другу жизнерадостная поросль и холодноватая кипень облаков.

Картинки весенней деревенской пасторали дополняют аистиные гнезда, чудом держащиеся на встречных столбах, да исторические не развалины, а "разобраны" сельхозпостроек.

И вот, наконец, ряд поселений с загадочными названиями Тепяницы, Сторонье, Подоклинье и Стобольско завершился долгожданными Видонями, что расположились на самой окраине не только Солецкого района, но и Новгородской области, на границе с Псковской губернией.

НЕМНОГО  ИСТОРИИ

Утопающая в зелени деревенька с высоты птичьего полета, вероятно, напоминает букву "Т" или какого-то заросшего садами и избушками великана, разлегшегося на земле и привольно раскинувшего руки. Та часть деревни, которая "туловище" (с дорогой, ведущей в мир), когда-то давно называлась "Маловидонье", а сами Видони также дробились, на отдельные составные - хутора.

"Большой и богатой была наша деревня ло войны - делятся воспоминаниями коренные видонцы - она насчитывала больше 250 семей. Это сейчас лишь в 10-15 дворах зимой теплится жизнь, а тогда и места свободного не было, семейными кланами селились поодаль - хуторами. Нынче, наверное, только старожилы помнят их названия - Новая деревня. Листовка. Балиных хутор..." - "А Балины-то наши предки были - добавляет одна энергичная бабушка Антонина Дмитриевна Кузнецова - раньше, в крепостных еще, они принадлежали одному псковскому барину, да тот проиграл их в карты другому барину, своему соседу. Так и прозвали подневольных - "Барины", а когда давали фамилии, "р" заменили на "л" - и стали мои предки с тех пор Балины".

О предках, как и положено, говорилось с уважением, особенно об их предпринимательских качествах. Многие из видонцев имели свое дело -  кто магазин держал, кто скотом занимался, кто шерсть корзал да валенки валял.  Поэтому неленивые жили вполне зажиточно и даже богато. Пока не грянуло раскулачивание. В добротных домах местных богачей Сусловых и Колонистовых вскоре разместились клуб и правление сельсовета.

Насмешливую улыбку судьбы и очередной виток истории можно было проследить, когда от былого передового колхоза-миллионера "Равенство", а затем к/х "Путь к коммунизму" последующего совхоза остались лишь жалкие следы разобранных свинарников, скотных дворов и иных хозпостроек. В который раз был обрублен сук, на котором сами и сидели. Хотелось бы, конечно, надеяться, что когда-нибудь взбалмошный виток истории поднимет деревеньку (а вместе с ней н другие села) на очередной гребень процветания, но очень уж большой оборот у витка -  в  50-70  лет, будут ли тогда ещё Видони, где трем самым молодым жителям (не считая дачников) - под пятьдесят?

ВОЙНА - ОТДЕЛЬНАЯ ТЕМА

На фоне всех других перипетий это испытание было самым тяжким. Свою дань войне видонцы заплатили 250-ю погибшими, сожженными дотла Новой деревней, самими Видонями со старинной церковью. "Даже рассадники были сожжены полицаями при отступлении фашистов - вспоминает А.А.Игнатьева - уцелела лишь школа, которую спасла одна глухонемая женщина, Нюра, успевшая залить водой здание".

Не зря лютовали фашисты и полицаи (набранные из этой же деревни), ведь видонцы поддерживали тесную связь с "лесными братьями" из 5-ой партизанской бригады - кормили их, укрывали, отдавали лучших лошадей. Однажды девушки (в их числе и А.А.Игнатьева) выкрасили большой кусок ткани в красный цвет, и этот импровизированный советский Флаг взвился 7 ноября над самым видным зданием оккупированной Уторгоши.

Жалеют некоторые видонские ветераны о том, что не осталось в живых свидетелей их помощи партизанам, их работ по ограждению минных полей, ремонту военных плавсредств на Волхове - иначе была бы, наверное, "военная" пенсия.

Для нас, представителей невоенного поколения, Великая Отечественная давно ушла в предание, а для этих пожилых людей она - вчерашняя реальность, запомнившаяся до мелочей. Именно поэтому, когда речь зашла о 250-ти погибших видонцах, собравшиеся в кружок пенсионеры тут же стали перечислять их имена: "Тетю Дарью убили, Родионовых, Горбачеву с двумя детьми..."

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Помимо трепетного отношения к прошлому, другим отличительным  свойством видонцев, как, наверное, и жителей других оторванных от мира деревушек, является их трогательная семейная забота друг о друге. Как в маленькой коммуне или большой семье, знакомая может прийти помочь управиться с поросенком, сосед - посадит огород или наколет дрова. В день моего приезда в Видони селяне собирались ко двору одного пенсионера, чтобы посадить ему картошку. И так - по очереди всем, кто ещё в состоянии ухаживать за огородом. За немощными и одинокими также ухаживают всем миром. Самые тёплые слова благодарности жители деревни адресуют через газету своим "стахановцам", владельцам лошадей В.Н.Мнхееву, Н.Н.Гришину и М.В.Кузнецову, которые всегда безотказно помогают "справить" огород — вспахать, заборонить, да и в покосах их содействие неоценимо. Ну, а если уж одной лошадиной силы будет маловато, необходимую помощь техникой оказывает и председатель СПК "Колос" С.Павлов. В минувшем году, правда, председателю пришлось выделить селянам на временное пользование и... бычью силу. Свой видонский бык в позапрошлом году вдруг словно обезумел и кинулся на людей, сильно помял двух и одного пропорол насмерть. Быка-убийцу пришлось пристрелить, но с тех пор перед владельцами 12 коров стоит вполне определенная проблема.

К счастью, кроме этого быка в деревеньке не было и нет других лиходеев. Парочка разгильдяев, конечно, есть, но они довольно безобидны. Даже когда в пустующих домах бывших клуба и правления вдруг оказались разбитыми стекла, одна из жительниц предположила, что это не дело рук своих или приезжих хулиганов, а просто кто-то личные, разбитые стекла поменял на целые в клубе.

Стоит ли говорить, что в этот оазис чистых, незамутнённых человеческих отношений, прекрасно гармонирующих с великолепием окружающей природы, и стремятся приехать замороченные асфальтовой цивилизацией горожане. Некоторые из дачников, в конце  концов, свой выбор останавливают именно на деревне, где когда-то родились. Так, например, в течение уже 5 лет живет в Видонях петербуржец Н.А.Хорев с женой, держат кур, овец, целую семью кошек и собак. И Антонина Кузнецова почти 50 лет прожила в городе, на селе же сейчас с  сыном обзавелись большим хозяйством, в котором лошадь, корова с телочкой, поросенок и овцы. Правда, сын Антонины Дмитриевны собирается жить в городе, так что пенсионерка думает в дальнейшем стать "Дачницей", т.е. держать совсем крохотное  хозяйство. Глядя на бодрую, привыкшую к труду пожилую женщину, верится в это с трудом. Мы все немного Лыковы...

Пожалуй, вот ещё одна приметная черта местных жителей - любовь к родным местам и отсутствие страха перед трудностями и проблемами. Ярчайший тому пример - бабушка Нина Калиновская, единственная жительница деревушки Немены, что в 3,5 км от Видоней. Говорят, ей не раз предлагали переехать к людям, в село, и машину совхозную выделили, но бабушка Нина - безропотнейшее создание, отказалась от предложения и по-прежнему 2 раза в неделю с горсточкой таблеток ходит в Видони за хлебом. Это в свои-то 70 с лишним лет!

Жители окрестных деревень называют её между собой "Лыковой" (помните эту семью    добровольных отшельников-староверов?). Но сами видонцы, честно говоря, также недалеко ушли от этого легендарного образа, хотя и имеют уже все до одного новые паспорта. Связь с миром поддерживается благодаря не совсем регулярно ходящему коммерческому автобусу (проезд в котором - 23 руб.), да такой же ненадежной телефонной связи. Два раза в неделю привозят из райпо хлеб (кстати,  по поводу слухов о его стоимости в близлежащих деревнях: и в Киевце, и в Видонях он стоит одинаково - 4 руб. 80 коп.). Очень редко в эти края заезжают странствующие торговцы, так что перед видонцами стоит специфическая проблема - куры уже старые, а новое пополнение приобрести нет возможности. Хочется надеяться, что с интересом воспринявшие эту информацию предприниматели уже побывали со своим живым товаром в Видонях.

Но, несмотря на все эти нюансы, жизнью в отдаленной деревеньке селяне довольны. Как, например, Антонина Александровна Игнатьева, ей здесь всё  знакомо и известно до мельчайших подробностей, ведь в течение 30 лет, с 1946 года, она являлась председателем сельского совета - знала все о каждом из 1300 избирателей  (это сейчас их будет  человек 30), знала, что растет у каждого на огороде (в былые времена собирались налоги с плодоносящих кустов, живности и т. д.), после выхода  на пенсию  17 лет проработала в магазине, а это на  селе  - второй  клуб. Разве можно бросить всё,  что сердцу до боли знакомо и мило?

И не только Антонина Александровна не мыслит себя без того крохотного, заброшенного уголка Новгородчины.  Еще многие, вослед Анне Ахматовой, могут признаться в своей привязанности к "таинственным, тёмным селеньям - хранилищам молитвы и труда".